3.2. Оксиды азота
Слой топлива, при противоточной схеме, имеет две основные зоны (см. рис.3.1):
I – зона сушки и выгорания летучих;
II – зона выгорания углерода кокса, состоящая из восстановительной, кислородной и зоны шлаковой подушки.
Температура I-й зоны достигает 750-350°С, а температурный максимум во II -й зоне наблюдается при переходе из кислородной в восстановительную зону и приближается к теоретической температуре горения топлива.
Все образующиеся в слое оксиды азота (NOх) можно условно разбить на первичные (зона выгорания кокса), образующиеся за счет первичного воздуха, поступающего под колосниковую решетку, и вторичные (зона выгорания летучих).
Основное количество первичных NOхобразуется в конце кислородной зоны, где происходит интенсивное выгорание кокса и максимальный подъем температуры, и они состоят из термических ( ) и «быстрых» ( ).
Образование «быстрых» может протекать через HCN, N2, C, N либо в очень небольшом количестве через Н, Н2, ОН.
Попадая в восстановительную зону, образовавшиеся оксиды азота восстанавливаются до N2.
Процент восстановления зависит от режима горения, но, в основном, от размеров восстановительной зоны. Кокс и полукокс, являясь своеобразным катализатором, также способствуют восстановлению азота до N2.
Количество первичных NOхбольше при дефиците кислорода в зоне выгорания летучих.
Над слоем топлива, где температура повышается до 1150-1250°С, появляется достаточное количество свободного кислорода, образующегося при протекании восстановительных реакций, разложении оксидов азота, летучих и азотсодержащих соединений, в состав которых входит кислород. Создаются условия для образования «быстрых» и термических . Образование топливных оксидов азота ( )заканчивается над слоем топлива.
При сжигании угля в слое, таким образом, уровень суммарного выхода оксидов азота, в том числе и топливных, относительно низок. Установлено, что конверсия азота из азотсодержащих соединений составляет ~ 3%,причем практически постоянна и не зависит от теплопроизводительности котла, коэффициента избытка воздуха.
На рис. 3.3 и 3.4 из [1] представлены зависимости долей топливных оксидов азота в суммарном выходе NOх( + + ) от содержания азота в топливе Nr и коэффициента избытка воздуха, а на рис. 3.5 – степень конверсии топливного азота в зависимости от содержания его в топливе.
При 100%-ной конверсии азота топлива максимальная концентрация (мг/м3), определяется из выражения
|