Цель работы: ознакомление с конструкцией цилиндрических редукторов и назначением его деталей, составление кинематической схемы редуктора, определение геометрических параметров зацепления путём их замера и расчёта; определение точности зубчатых передач.
Описание редуктора
Механизм, состоящий из передач зацеплением (конических, червячных и др.) с постоянным передаточным числом, предназначенный для понижения угловой скорости и повышения крутящего момента, называется редуктором.
Корпус редуктора разъёмный, корпусные детали отлиты из серого чугуна марки СЧ12 или СЧ15. У гнёзд подшипников на корпусе и крышке имеются приливы (бобышки), что позволяет стягивающие болты приблизить к отверстиям под подшипники, увеличив этим жёсткость болтового соединения. Два штифта предназначены для фиксирования положения крышки редуктора относительно корпуса. В верхнем поясе корпуса имеются отверстия для отжимных винтов, облегчающих разборку редуктора. Шестерня быстроходной передачи выполнена заодно с входным валом редуктора, зубчатое колесо насажено с натягом на промежуточный вал-шестерню.
Опорами валов служат радиальные или радиально-упорные подшипники. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, возникающие в косозубых передачах. Осевое фиксирование всех валов выполнено по схеме «враспор»: торцы внутренних колец подшипников упираются в буртики вала или торцы распорных втулок, внешние торцы наружных колец упираются в торцы крышек подшипников. Различают крышки подшипника сквозные и глухие. Если установлены нерегулируемые подшипники (радиальные или радиольно-упорные шариковые), то для компенсации тепловых деформаций между торцом крышки и наружным кольцом подшипника предусматривают зазор С=0,2-0,5 мм. Внутренние кольца подшипников установлены на валы с натягом во избежания обкатки кольцом шейки вала, развальцовки посадочных поверхностей и контактной коррозии.
Смазка. Вместимость масляной ванны должна быть не менее 0,35-0,5 л на 1 кВт передаваемой мощности во избежание быстрого старения масла и взбалтывания продуктов износа. Уровень масла должен обеспечивать погружение быстроходного колеса в масло приблизительно на две высоты зуба. Контроль уровня масла осуществляется жезловым маслоуказателем. Масло заливается через смотровой люк. Для слива отработанного масла в нижней части корпуса имеется маслоспускное отверстие, закрытое пробкой. Для устранения утечки масла и попадания внутрь редуктора пыли и грязи в сквозных крышках устанавливаются уплотнения.
На быстроходном и промежуточном валах со стороны шестерен перед подшипниками установлены маслосбрасывающие кольца, предохраняющие подшипники от переполнения маслом. Отдушина позволяет выравнивать давление внутри корпуса с атмосферным.
наименование
|
обозначение
|
Результаты измерений
|
1 ступень
|
2 ступень
|
Межосевое расстояние
|
аω, мм
|
100
|
160
|
Число зубьев шестерни
|
Z1
|
11
|
14
|
Число зубьев колеса
|
Z2
|
86
|
85
|
Ширина венца зуба колеса
|
b2, мм
|
40
|
60
|
Длина зуба колеса
|
l2, мм
|
40,3
|
60,2
|
Диаметр вершин зубьев шестерни
|
da,1, мм
|
26,5
|
48,2
|
Исходный контур по ГОСТ 13755-81
Номер, тип, серия подшипников |
|
Быстроходного вала
|
406
|
Промежуточного вала
|
406
|
Тихоходного вала
|
412
|
Смазка подшипников
|
|
Разбрызгивание
|
Смазка зацепления
|
|
окунание
|
Уровень масла
|
h, мм
|
70
|
|